Для эффективного общения с клиентами недостаточно общения по телефону. Звонки от компаний раздражают, кого-то даже пугают. Раньше у менеджеров не было выбора, сейчас комфортную коммуникацию можно выстроить через мессенджеры. 
Основных мессенджеров несколько: чтобы охватить всю аудиторию — от более старшей в условном Viber и более младшей в Telegram — необходимо использовать все варианты.
Контролировать переписку, хаотично переключаясь на разные окна, сложно. Для решения этой проблемы светлые умы придумали интеграцию мессенджеров в CRM. Заданный алгоритм объединяет коммуникацию в единой удобной системе, клиент получает сообщения в привычном формате, вы экономите время и сохраняете психологическое состояние сотрудников.
Зачем нужна интеграция
Для четкой коммуникации нужно навести порядок во внутренних системах. Клиенты получают сообщения там, где удобно. Менеджер общается с покупателями через автоматизированную систему, объединяющую каналы в единое окно. История общения клиента с компанией хранится здесь же, новые сообщения обеих сторон подгружаются автоматически. Руководители отделов видят путь клиента, отслеживают конфликты и корректируют стратегии. Менеджеры экономят время на выгрузке данных и формировании отчетов.
Для некоторых функций есть встроенные плагины CRM. Максимальный эффект дает только полная интеграция через API. Можно прибегнуть к самому Telegram API, но в какой-то момент нельзя исключать сбоев, поэтому для лучшей доставки сообщений лучше выбирать CPaaS-платформу.
Возможности интеграции
Они зависят от вида CRM, автоматизации процессов, деятельности компании и стиля работы менеджеров. Базово вам доступны:
- 
	отображение сообщений из чатов в интерфейсе CRM без переключения на сторонние программы; 
- 
	ведение переписки из окна клиента в CRM; 
- 
	добавление сделок и создание новых задач с распределением исполнителей прямо из окна с диалогом; 
- 
	объединение истории общения из всех каналов коммуникации в одном месте; 
- 
	распределение уровней доступа к клиентским чатам; 
- 
	отправка автоматических уведомлений с учетом этапа воронки продаж; 
- 
	автоматическое создание лида после обращения потенциального клиента; 
- 
	заполнение информации о клиенте на основе данных, которые он предоставил; 
- 
	автоматизация действий менеджера с помощью макросов в CRM. 
Доступные для интеграции мессенджеры
- 
	Интеграция WhatsApp в CRM — популярный в США и европейских странах мессенджер, появился в 2009 году. Для пользователей сервис бесплатный. 
- 
	Skype. Сервис пережил пик популярности несколько лет назад. Сейчас используется меньше из-за конкурентов и слишком ресурсоемкого приложения. Чаще устанавливается на ПК. 
- 
	Интеграция Telegram в CRM — мессенджер появился в 2013 году, благодаря динамичному развитию и множеству встроенных опций входит в число наиболее популярных, особенно среди русскоязычных пользователей. 
- 
	Facebook Messenger. Часть известной социальной сети, отстроился в 2011 году. Сервис можно использовать только после регистрации на сайте Facebook. 
- 
	Интеграция Viber в CRM — считается вторым по популярности в мире. С помощью Viber можно обмениваться текстовыми сообщениями, совершать голосовые и видеозвонки. 
Настройка интеграции мессенджеров в CRM через API позволяет вести диалог с клиентами из единого окна. Благодаря программному взаимодействию особого значения количество каналов коммуникаций не имеет.
Польза от интеграции CRM с мессенджерами на примерах
Пример 1
Компания занимается оптовыми продажами металлопроката и использует мессенджеры для коммуникации с клиентами. Раньше интеграция между CRM и приложениями была неполной. Коммуникация осуществлялась вручную, это отнимало рабочее время у сотрудников и мешало эффективно выполнять прямые обязанности.
Полноценная интеграция позволила встроить рассылки в воронку продаж и отправлять клиентам сообщения в зависимости от этапа, на котором находится сделка в CRM. Автоматизированы:
- 
	напоминание о необходимости согласования договора на продажу продукции; 
- 
	отправка ссылок на оплату счета после его выставления, если клиент не перевел деньги в течение трех дней; 
- 
	автоматический сбор данных от клиента через квиз-бот на старте сделки и заполнение базы данных в CRM. 
Менеджеры совершают необходимые шаги в CRM, которая автоматически делает рассылки и получает обратные сообщения от клиентов.
Объединение чатов в одном окне освободило операторов от контроля непрочитанных сообщений в отдельных приложениях и способствовало концентрации внимания сотрудников.
Автоматизация мессенджеров в CRM через API сократила издержки на продажи и помогла повысить объем реализуемой продукции без увеличения количества клиентов и крупных вложений в маркетинг.
Пример 2
Компания занимается продажами «впечатлений» и эффективно использует мультиканальные рассылки для общения с холодной и теплой аудиторией. Из-за отсутствия интеграции с CRM маркетологи не могли отследить каналы поступления лидов. Без этого невозможно анализировать эффективность рекламы и распределять бюджет.
После организации полноценного взаимодействия CRM-платформы с мессенджерами компания получила преимущества:
- 
	менеджер может отслеживать, откуда и после каких рекламных кампаний поступают заявки на приобретение услуг; 
- 
	с помощью CRM менеджеры «дожимают» клиента и мотивируют его на покупку в других каналах, если предыдущие инструменты не дали результата; 
- 
	интеграция позволила увеличить процент повторных и дополнительных продаж. После оформления сделки покупателю автоматически предлагают другие товары и услуги. 
CRM формирует отчеты для планирования стратегии маркетингового отдела.
Интеграция с помощью МТС Exolve
 
Полноценно использовать CRM для мессенджеров и глубоко интегрировать каналы коммуникации в платформу можно с помощью CPaaS-платформы МТС Exolve.
	 Вы выстраиваете работу с мессенджерами в CRM, которую уже использует компания. API связывает каналы, цепочки и прочие коммуникации, делая общение через Telegram, WhatsApp и другие мессенджеры удобным и эффективным.
	 При использовании CPaaS бизнес-пользователи получают целостную программную инфраструктуру для увеличения продаж, повышения рентабельности и сокращения накладных затрат.
 
                                                     
                                                    